— аддон игры «Medieval 2: Total War».
Завоевание АмерикиЭта кампания начинается в 1519, когда Эрнан Кортес и испанцы прибывают в Америку. Играя за Испанию, игрокам придётся зависеть от помощи из Европы. Карта покрывает Центральную Америку и южный край Северной.
Доступные для игрока фракции:
Новая Испания — имеют технологии XVI века (стальное оружие, доспехи, огнестрельное оружие), но малочисленных европейских солдат, что влечет за собой наем местных воинов; сложность: средняя.
Ацтекская империя — ръяные многочисленные войска, но нет кавалерии, брони и артиллерии; сложность: средняя.
Майя — ръяные многочисленные войска, но нет кавалерии, брони и артиллерии; сложность: средняя.
Племена апачи — бравые войска с многочисленными лучниками; умеют пользоваться захваченными технологиями европейцев, но сами не имеют брони или артиллерии; слабая кавалерия; сложность: средняя.
Племена чичимеков — бравые войска с многочисленными лучниками; умеют пользоваться захваченными технологиями европейцев, но сами не имеют брони или артиллерии; слабая кавалерия; сложность: средняя.
Тласкаланцы — ръяные многочисленные войска, но нет кавалерии, брони и артиллерии; сложность: средняя.
Тараски — ръяные многочисленные войска, но нет кавалерии, брони и артиллерии; сложность: средняя.
Не доступные для игрока фракции:
Новая Франция
Новая Англия
Особенности кампании: Американская кампания характеризуется тремя особенностями. Первая — противостояние трех принципиально разных групп народов. Различия между ними гораздо больше, чем, скажем, между арабским миром, Западной и Восточной Европой в оригинальной игре. Но о них мы еще поговорим более подробно. Вторая — особые климатические условия. Большая часть континента покрыта джунглями, пустынями или прериями. А это диктует три разных подхода к боевой тактике. Если в Европе один климат легко сменяет другой, то в Америке все более-менее четко. Юг — непролазные влажные леса, в которых коннице и стрелкам воевать не так-то легко, Мексика — пустыни, дающие простор для маневра, но выматывающие неприспособленных к жаре европейцев, север — широкие прерии, разгул для конницы и неутомимых индейцев. Наконец, третья особенность — кровавость битв. Почти все войска, в том числе и европейские, слабовато бронированы, зато средства нападения превосходные, будь то огнестрельное оружие, ливень стрел или бешеные налеты индейских воинов. Так что события на поле боя меняются очень быстро — особенно это заметно в сетевых сражениях. Также стоит заметить, что американская кампания довольно требовательна к ресурсам компьютера. Тамошние армии весьма велики, а лес с густой травой лишь добавляют машине работы.
Британская кампанияНачининается в 1258, эта кампания посвящена войнам на Британских островах, включая восстания баронов, а также вторжения викингов.
Доступные для игрока фракции:
Англия — мощная тяжёлая пехота, малое разнообразие кавалерии; сложность: лёгкая.
Ирландия — хорошая смесь кавалерии и огнестрельного оружия, нет сильных копейщиков; сложноить: средняя.
Шотландия — отлично используют копья и пики, но мало кавалерии, дворяне предпочитают драться пешком; сложность: лёгкая.
Уэльс — многие войска могут бороться в нескольких ролях, нет тяжёлой пехоты; сложность: тяжёлая.
Норвегия — отличная штурмовая пехота с двуручными топорами, нет хорошей тяжёлой кавалерии; сложность: тяжёлая.
Не доступные для игрока фракции:
Альянс барона — организованное восстание против английского короля.
Особенности кампании: В игре будут происходить всевозможные исторические события.
Валлийское восстание: если при жизни Льюэллина Гвинеддского Уэльс захватит Кардифф, Глостер, Шрусбери и Честер, валлийцы получат подкрепления — несколько небольших армий, в сумме дающих приличное войско.
Оборона Уэльса: потеряв Пемброк, Карнарвон или Монтгомери, валлийцы получат подкрепления — качество войск не особо высокое, но в сложившейся ситуации этого может быть достаточно.
Норвежцы получают подкрепления: тут все фиксировано — на первом ходу норвежцы получают дополнительные 2500 дукатов в полгода и флот с погруженной на него небольшой армией, на шестом ходу прибывает еще один флот с крупным десантом, а ежесезонный доход увеличивается еще на 2700 золотых, на десятом ходу ситуация повторяется (доход растет на 5000, а с востока к островам подходит еще одно десантное войско), а на 15 и 20 ходах доходы постепенно опускаются до первоначального состояния.
Восстание Уильяма Уоллеса: это событие может произойти в трех случаях: 1) когда англичане захватывают шотландское поселение по истечении 15 ходов с начала кампании; 2) если по истечении 10 ходов с начала кампании Шотландии принадлежит меньше 5 поселений; 3) если с начала кампании уже прошло 30 ходов. Армия Уоллеса — не самая технологичная, зато более-менее опытная, да и сам Уильям талантами не обделен.
Участие принца Эдварда в крестовом походе: если с начала кампании прошло не больше 15 ходов, а сам Эдвард не попал в осаду, то игрока-англичанина спросят, желает ли он отправить вояку в поход. По прошествии определенного времени (или если Англии станет совсем уж худо) Эдвард вернется, причем в сопровождении изрядного крестоносного войска (есть шанс, что он скончается в походе — тогда армия все равно прибудет, но значительно уменьшится в размере).
Восстание барона де Монфора: не буду перечислять все условия, скажу только, что наибольший шанс восстания появляется при смерти английского короля или при его слишком слабом параметре влияния. Результат — отпадение от английского престола целой фракции сепаратистов.
Увеличение валлийской и ирландской казны: эти события произойдут в самом начале игры для того, чтобы фракциям было проще противостоять англичанам. Ежесезонный доход увеличится, но по ходу кампании постепенно вернется на прежний уровень.
Еще одна уникальная особенность в кампании. В британской кампании разработчики сделали великолепную находку по части игрового процесса. Теперь каждый отряд требует для обучения не только определенной постройки, но и некоторого уровня национальной культуры — чем сильнее отряд, тем больше в провинции должно быть жителей соответствующей культуры. То есть, скажем, норвежский конунг не сможет обучить в только что завоеванном замке хускарлов, если норвежцев там малое количество. Зато сможет обучить войска той культуры, которая там в большинстве. Если на границе вашего государства проживает множество валлийцев — получите доступ к некоторым валлийским войскам.
Это, казалось бы, мелкое нововведение сильно меняет всю стратегию игры. Раньше достаточно было понять сильные и слабые стороны своей армии, чтобы потом почти всю игру воевать примерно по одной схеме. Да и от врагов не приходилось ждать сюрпризов — набор войск-то известен. А в британской кампании английское рыцарство, готовое смести норвежскую армию с поля битвы, запросто может наткнуться на шотландские пики. Не ведет ли это к однообразию сражающихся сторон? Нисколько. Культурная ассимиляция происходит не так уж медленно, поэтому захваченная провинция (если она не расположена на границе с чужими владениями) рано или поздно станет оплотом вашей культуры, и доступ к иноземным войскам закроется. К тому же избыток чужой культуры ведет к волнениям среди местного населения, поэтому игрок постоянно должен делать выбор, что для него важнее — спокойствие или басурманские войска. В общем, остается жалеть, что разработчики не додумались до такого изящнейшего нововведения в оригинальной кампании.